Применение бортового радиолокатора для обхода очага грозы
В предупреждении попадания В( в зоны грозовой деятельности боль шую роль играет бортовая радиолокационная станция. При полетах в зоне мощных кучево-дождевых обла ков она обеспечивает: обнаружение очагов гроз иа удалениях 150 250 км; определение положения зоны грозовой деятельности огиоситель но ВС и ЛГІ, оценку протяженности грозовой зоны; определение степени вертикального развития очага грозы; выделение наиболее опасных областей грозовой деятельности; выбор рацио кального решения по обходу очага грозы.
Заблаговременное обнаружение очагов гроз позволяет экипажу вы полнить необходимые измерения и расчеты и по согласованию с диспет чером принять решение о дальней ших действиях — или обойти очаг грозы стороной на заданном эшелоне, или обойти его сверху, или лететь иа запасной (возвращаться на свой) аэродром. Выбор способа обхода юлжеи производиться с точки зрения обеспечения безопасности полета Одиако следует учитывать и вопросы регулярности и экономичности поле тов. а также технологичность one раций.
Обход очагов гроз сверху возможен, если рабочий потолок ВС позволяет это сделать. Этот способ
практически не влияет иа экономим иость и регулярность полетов. В этом случае не возникает трудностей в сохранении ориентировки, но имеют место пересечения встречных и попутных эшелонов Поэтому необходимо принять все меры для прет — отвращения столкновений ВС.
Обход очага грозы стороной иа заданном эшелоне ведет к увеличению продолжительности полета и, следовательно, к снижению регулярности и экономичности полетов. Из менеиие маршрута полета усложняет ориентировку и создает предпосылку ее потери. При возможном пересечении параллельных и расходящихся воздушных трасс возникают условия для встречи и столкновения с другими ВС.
Для обхода очага грозы стороной без изменения высоты излета необходимо:
измерить курсовой угол грозы if Гр (угол меж ду продольной осью самолета и направлением иа ближайшую к линии курса границу очага грозы) и дальность до него Drp (рис. 25.1), причем величине зргр приписывается знак плюс, если очаг грозы справа От линии курса, и наоборот;
рассчитать боковое расстояние от границы грозы до линии курса 2|’Р = /),’Р sin І’фгр |. Если оио меньше безопасного расстояния прохода ми мо очага грозы гбЄз=15 км, то нс обходимо изменить курс полета для пролета иа безопасном удалении;
определить безопасный курсовой угол грозы (приписав ему знак плюс или минус) з(‘вгз = агс sin(Zc*JDrv) Знак его берется аналогично знаку курсового угла з|)гр в зависимости от стороны обхода (справа — минус, слева — плюс)грозового очага;
рассчитать поправку в курс полета (с учетом знаков фГр и 1£б, э) Ay др,.р—з|)Сса. Поправка Ду практически непосредственно определяется по экрану индикатора радиолокационной станции как дополнительный угол отворота УО от начального з|>гр до т. е. УО = Ду = ^гр—^без. Следовательно, отвороту влево приписывается знак минус, а вправо — плюс;
определить курс полета увез = =у + Лу, где у — курс полета до начала отворота от очага грозы.
В дальнейшем выдерживается рассчитанный уг. еэ и ведется наблюдение за положением границы очага грозы относительно линии курса.
Поскольку грозовой очаг и ВС сносятся ветром ис совсем одинаково, по мере сближения с очагом грозы необходимо следить за значением гГ|, (так как значения фГр и фкез не постоянны) и в случае гГ|.<2гчм производить юполнительиые отвороты.
При встрече с мощными фрон тальными кучевыми и кучево-дождевыми облаками, которые невозможно обойти на заданном эшелоне, обход производится над очагом грозы с превышением не менее //йе., = 500 м Причем надежный обход сверху возможен только при оборудовании самолета радиолокатором, имеющим стабилизированную антенну с узким лучом в вертикальной плоскости, и на самолете, рабочий потолок которого больше суммарной высоты
Нпел 4′ паб,
где Никл — высота (эшелон) полета в момент измерении; //„— требуемый набор высоты для пролета над очагом грозы с превышением //г„3> >500 м (рис. 25.2).
Требуемая высота набора является функцией измеренных дальности Drp и угла превышения грозы «г,,, рефракции радиоволн в вертикальной плоскости И AHe, t3:
Л//наб= А/1 Гр ф 1 11 с і г Л//г,,м
— (Л//Гр. цзм АНРеф) — Ь
+ Л//Ст +АНбел.
ГДЄ Д//гр. нам—1,70 — 10 * Дгр Drp — измеренное превышение очага грозы над плоскостью стабилизации антенны; АНреф ss 0,02 Dfp —разность вы сот измеренного и фактического превышения грозы под действием рефракции; AWCT«U,08 0*р —превы шеинс плоскости стабилизации антеи — иы над эшелоном полета в районе грозы.
Рабочая формула расчета требуемой высоты набора в метрах
АН, jao ~ I7.5gc°p ^ГР +"
-| 0.06Dr2p-b500, (25.1)
где 0Гр пыражается в километрах, а аПі — в ірадусах, 17,5 и 0,06 — ко эффициенты перевода
Угол превышения грозы
*^гр Ид 0,50„,
где и угол подъема антенны до исчезновения с экрана индикатора БРЛС отметки грозы; 0В — ширина диаграммы направленности антенны в вертикальной плоскости. Экипаж рассчитывает АН„аг„ время полета до грозы /и,,л (с учетом расстояния безопасного сближения D,-,e. i=I5 км) и требуемую вертикальную скорость набора высоты Рв і’
Ли>л = (Drp — D(;ea) Ри;
Рр Т АНИВа /по;|.
где V„—петиціїjr скорость полета
ВС.
Если после выполнении расчетов окажется, что Н„,.л+±НИлб меньше рабочего потолка, а располагаемая вертикальная скорость V„ больше требуемой 1„ т, то можно начать маневр обхода очага грозы сверху.
Погрешность определения ЛА/иаВ является функцией расстояния до очага грозы, а также ошибок стабн лизацни антенны ра цюлокатора в горизонтальной плоскости, передачи положения антенны па шкалу угла наклона, отсчета угла наклона, опре деления ширины диаграммы направленности и измерения дальности. Она может быть оценена по приближенной формуле, следующей из (25.1),
"’"наг, — 17.50,-р о<х,.р * ЮГ), ,,.
в которой D,-,. берется в километрах, а п и1 ^ получается в метрах.
Требуемый набор высоты опре іеляет — сн с большой погрешностью: например. при Drr=100 км п… ~
а "паб
-5ГІ0О0 м. Поскольку обходы сверху будут совершаться вблизи рабочего потолка самолета, то такие погрешности недопустимы.
Дли падежного обеспечения обхода очага грозы сверху необходимо ПО Мере сближе ния С НИМ нерио ІІІЧС — скн оценивать возможность выполнения вертикального маневра. Это проще всего сделать по характеру изменения угла грозы Если по мере сближения с грозовым очагом при наборе высоты угол грозы не уменьшается, то обход сверху невозможен. В случае убывания этого угла обход может оказаться возможным, если ВС обладает запасом рабочего потолка н удаление очага грозы таково, что ВС успеет набрать высоту прежде, чем сблизится на безопасное расстояние Dam — Если же через некоторое время полета с набором высоты на D, 15 км угол наклона ірозьі станет равным нулю, то можно перейти в режим горизонтального полета, так как набранная высота гарантирует (при 0,^4 ) пролет над очагом грозы с превышением не менее 500 м.
ПРИЛОЖЕНИЯ